hello@expertme.ru
Нанять эксперта
Телефон: +7-495-663-80-28

Новое поколение тренингов: что предложить поколению Y?

Новости и статьи 24.09.2014

IMG_6403_.jpg

Помните славное время расцвета бизнес-тренинга в России? Вот, например, лет 10 назад: классические 2–3 дня развития soft skills для офисных сотрудников, будь то управление стрессом, навыки эффективной коммуникации, искусство деловых переговоров или множество других исключительно полезных вещей. Тренинг был мотивирующим фактором: туда отправляли в качестве поощрения. И люди шли с ощущением праздника, чтобы на пару дней вырваться из монотонного корпоративного контекста и получить красивый сертификат. Если тренер хорош, то он купался в лучах позитивной обратной связи, а если не очень, то и это прощалось неизбалованной аудиторией.

Но куда ушли те времена? Почему все больше компаний, отправляя людей на «классические» бизнес-тренинги, отмечают падение посещаемости таких мероприятий персоналом? Почему те сотрудники, кто все же добрался до учебной аудитории, больше не отличаются горящими глазами, а старательно проверяют почту в ноутбуке/планшете/мобильном (тренеры реагируют по-разному: кто-то смиряется, кто-то проводит «репрессии», кто-то разрабатывает специальные тренинги о том, как стимулировать слушателей закрыть ноутбуки)? Почему представители компаний-провайдеров в кулуарах говорят о том, что формат 2-дневного тренинга умер?

Может быть, дело в том, что основной аудиторией корпоративного обучения стало поколение Y? Обычно к нему относят тех, кто родился позже 1982 года и вырос в «цифровую» эпоху. Исследователи приписывают поколению Y высокие зарплатные амбиции с самого старта карьеры, приоритет личной свободы над корпоративными нормами, эмоций — над логикой, отсутствие ценности длительной работы на одном месте, но главное — доступ к огромному количеству источников информации и постоянное переключение между ними.

Стоит ли удивляться, что некоторые работодатели, где средний возраст сотрудников постарше, до сих пор боятся брать «людей Y» на борт (кое у кого это даже проскакивает в официальных HR-стратегиях). Но попробуй-ка откажись от целого поколения! Так, «Gen Y» неумолимо проникает в компании, постепенно меняет их под себя, делает там карьеру и, конечно, посещает корпоративное обучение. И тут вдруг выясняется, что 2 дня тренинга надо «высиживать» как нечто скучное, поскольку скорость подачи информации и частота переключений уже не та, к которой привыкли представители цифрового века.

Каким образом можно сделать обучение интересным для представителей поколения Y?

Первый путь — сокращение времени тренинга.
Наши зарубежные коллеги уже весьма преуспели в этом направлении, и, попав на какую-нибудь HR-конференцию в США, можно встретить предложения по обучению, очная часть которого длится буквально несколько минут. На вкус автора, это все-таки некоторый перебор, а вот 60–90 минутный формат тренинга вполне способен прижиться в компании и быть эффективным. Ведь потратить 16 часов на 16 человек можно, как проведя для них классический 2-дневный тренинг, так и пообщавшись по часу с каждым индивидуально. И кто знает, что из этого более результативно?

Далее, «короткие» форматы тренинга оптимально сочетать с самостоятельным дистанционным освоением дополнительных материалов и решением заданий. Для того чтобы аудитория, состоящая из поколения Y, не скучала в онлайне, важно насытить обучение мультимедийными элементами и привнести в него игровую составляющую. Геймификация, особенно в электронном формате обучения, становится нормой, как и использование мобильных платформ и социальных сетей. При идеальном выборе формы подачи дистанционного контента ваш обучаемый, достав из кармана смартфон в свободную минуту, должен выбрать интересный учебный курс, а не игру Angry Birds. Определенный мировой стандарт в дистанционном обучении сейчас задают массовые открытые онлайновые курсы (МООКи), самым ярким агрегатором которых является сайт Coursera.org. Их единовременная мировая аудитория уже превышает 8 миллионов студентов, а разработчиками бесплатных электронных курсов стали сотни наиболее авторитетных университетов мира (первой российской «ласточкой» стала Высшая школа экономики). Недавно появилось и соответствующее мобильное приложение, позволяющее учиться, например, стоя в пробке или во время утренней пробежки.

Если объединить «короткометражный» очный тренинг с индивидуальными занятиями, дистанционной составляющей, развивающими заданиями и самоподготовкой, то на выходе получится подход к обучению, известный в мире как blended approach. Он считается на сегодня наиболее эффективным способом обучения без отрыва от работы, позволяющим немедленно применять усвоенный материал на практике, получать обратную связь и увеличивать собственную результативность.

Наконец, третий путь тренинговых решений для поколения Y — ставка на эмоциональность. Так появился популярный сейчас формат бизнес-театра, стирающий грань между актерской игрой и реальными ситуациями деловой жизни. Участниками такого тренинга становятся не только сотрудники и ведущий, но и профессиональные театральные актеры, а действие происходит на сцене. Помимо очевидного командообразующего эффекта для группы в целом, бизнес-театр позволяет закрепить требуемые личные навыки, дав мощный стимул индивидуальной эффективности.

Означают ли перечисленные тренды на рынке обучения, что классический бизнес-тренинг должен уйти? Вероятнее всего, нет, но, на взгляд автора, 2-дневный формат навыкового обучения будет терять широту распространения, постепенно становясь нишевым продуктом. Причем, возможно, в премиальном сегменте, ведь радость групповой динамики во взаимодействии аудитории с тренером никто не отменял.

Автор статьи: Андрей

Возникли вопросы?

Оставьте номер и мы Вам перезвоним