hello@expertme.ru
Нанять эксперта
Телефон: +7-495-663-80-28

Как обеспечить финансовую гибкость компании

Новости и статьи 16.09.2014

032c685.jpg

Эксперт сервиса Expert me Ирина14-летний опыт управления финансами в телекоммуникациях, фармацевтике, сельском хозяйстве, ТНП в качестве финансового директора/CFO.

Проблема

В условиях развивающегося кризиса и стремительно меняющихся внешних обстоятельств любому бизнесу, который работает в высококонкурентной среде, ощущает спад покупательской активности или несет потери от девальвации валют или внутристрановой инфляции, будет полезно так называемее «скользящее планирование»*. Существует множество факторов, не позволяющих предприятию, как раньше, по 3 — 4 месяца делать бюджет, потом его месяц утверждать, и целый год спокойно сравнивать план и факт. Это не имеет смысла, поскольку, например, изменился классический фактор риска — валюта. Но меняется существенно ведь не только он один! Это только малая часть проблемы — идет повсеместное удорожание ресурсов, и это сказывается на всем, начиная от зубных щеток и заканчивая, условно говоря, перевозками, потому что дорожают электричество, топливо и ресурсы в целом. Еще один фактор — очень быстро меняется конкурентная среда. Бюджет как таковой можно даже не начинать внедрять, поскольку текущая экономическая среда уже не дает возможности так «расслабленно» формировать бюджет в течение нескольких месяцев, как мы могли это наблюдать во многих крупных российских компаниях раньше. Следует отметить, что скользящее планирование скорее всего актуально для коммерческих компаний реального сектора, для тех, кто не имеет государственных преференций и работает в конкурентной среде.

Решение

Скользящее планирование способно заменить классический процесс бюджетирования и будет полезно компаниям, преодолевшим первую и вторую стадии развития и становления бизнеса. Первая стадия — бизнес молод, нужно искать «своего» клиента, налаживать производственный процесс, находить сотрудников и т. д. Вторая стадия — процесс продаж налажен, есть клиентская база, и наступает время для планомерного движения и стратегического развития. На этой стадии у бизнеса может появиться бюджетный регламент и, скорее всего, эта компания работает на рынке не менее 5 лет.

Первое преимущество «скользящего планирования» — значительная экономия трудозатрат по сравнению с бюджетным процессом. Скользящее планирование не только более гибкое, но и требует меньших усилий. Компания сразу экономит на трудозатратах сотрудников, задействованных в сборе информации в при планировании.

Далее — актуальность данных в режиме реального времени. Скользящее планирование выполнить гораздо легче, чем классический бюджет. Компания должна определить те ключевые факторы, которые являются самыми критичными в ее стратегии на сегодняшний день, и формировать бюджет, отталкиваясь именно от них. В классическом бюджете собирают все цифры «снизу вверх», а затем спускают корректировки «сверху вниз», и делают это так детально, как будто, например, изменение договора стоимости аренды помещения является «судьбоносным» и сильно повлияет на изменение себестоимости продукции, которую компания произведет. На самом деле, это не так, ведь есть постоянные расходы, о которых можно «вспоминать» раз в год, а в остальное время заниматься тем, что важно. Например, продажами, и то не всеми, а только 20 процентами клиентов, которые дают 80% продаж, или подбором основных поставщиков, цена на продукцию которых оказывает существенное влияние на финансовый результат компании. В итоге это будет 5- 7 основных факторов, которые можно мониторить, например, объем продаж с аналитикой по основным покупателям и/или регионам, стоимость сырья, цена перевозки или доставки, расходы на персонал, стоимость и объем заимствований.

Планирование и анализ факта в разрезе данных показателей позволяет быстро реагировать на изменение спроса на разные услуги, увеличивать предложение более конкурентных, уменьшить риск «затоваривания» и снизить размер внешних заимствований за счет предоставления скидок за ранню оплату или предоплату покупателям, заказывающим более высокодоходные продукты или услуги.

Часто периодичность скользящего планирования определяется отраслевой спецификой компании. Например, фармацевтические компании планируют на полгода детально и с разбивкой по месяцам, а на следующие 6 месяцев — уже без разбивки. Компании телекоммуникационной отрасли планируют помесячно только один квартал, остальные кварталы идут без детализации. Очевидно, что периодичность определяется отраслевой спецификой, а так же необходимостью в получении ключевых данных для бизнеса.

Крупным компаниям скользящее планирование помогает снижать влияние внешних рисков.

Оценить сумму выгоды от внедрения скользящего планирования очень сложно. Зато совершенно точно сложно переоценить выгоды — возможности быстрого и обоснованного реагирования на непредвиденные изменения среды. Скользящее планирование можно предлагать любой компании, у которой есть бюджет, и работающей в любой отрасли, даже очень консервативной, например, такой, как сельское хозяйство.

Резюмируя, отмечу 3 основных отличия скользящего планирования от обычного бюджетирования:

  • Сроки. Традиционное (классическое) бюджетирование делается на период с 1 января по 31 декабря. Скользящее планирование начинается с сегодняшнего дня и продолжается год плюс один квартал (с учетом отраслевой специфики).
  • Методология. Необходимо, прежде всего, определить те ключевые факторы, которые являются основополагающими для устойчивого развития вашего бизнеса. Это могут быть: план продаж самым крупным клиентам с учетом их регионального покрытия; стоимость основного сырья у ключевых поставщиков; цена энергоресурсов, необходимых для производства единицы продукции; стоимость доставки продукции до конечных покупателей или региональных дистрибуционных центров; стоимость кредитов на внутреннем или внешнем рынках (если бизнес использует заемные средства). Если изменились внешние показатели, традиционный бюджет не даст ответ на вопрос, как они повлияют, например, на бюджет 3 квартала, методология его такова, что он не может ответить на эти вопросы.
  • Снижение трудозатрат на сбор данных.
  • Скользящее планирование позволяет оперативно реагировать на изменения бизнес-среде. Это эффективный инструмент управления рисками, что делает бизнес более гибким и проактивным.
*Подробную методологию применения скользящего планирования можно получить у эксперта Ирины.

Возникли вопросы?

Оставьте номер и мы Вам перезвоним