hello@expertme.ru
Нанять эксперта
Телефон: +7-495-663-80-28

1998 vs. 2008 vs. 2014 глазами финансового директора

Новости и статьи 19.12.2014

09c9475 (1).jpg

От текущего кризиса у меня, финансового директора, двоякое ощущение. Я точно не испытываю того упадка сил, который испытывал в 1998 или 2008. Сейчас, будучи уже опытным финансистом, я осознаю, что время непростое, что случайных побед тоже не будет. Наша экономика по-прежнему неконкурентноспособна, резерв не накоплен. Чуда не произошло. И в то же время я вижу, что на общем негативном информационном фоне все больше проявляется настрой работать в новых условиях.

Видно, что люди устали от негатива: как сильнодействующий препарат, он перестал бодрить после длительного применения – руководители компаний понимают, что поддаваться общей панике неразумно. И все же всё чаще и увереннее звучит мнение, что для подвижных и умных кризис – это время возможностей.

Видно, что у многих появились неподвластные общему депрессивному настроению «упрямый» оптимизм и желание пробовать новые методы и стратегии. Появился спортивный азарт. В конце концов, те, кто хотел бросить бизнес, уже много раз имели возможность это сделать, а те, кто намерен его сохранить или даже передать детям, делали это не раз и не два, и им придется делать это еще много раз. Люди поняли, что в каждом кризисе нужно как-то, но жить, и старые стратегии перестают быть эффективными. И этот настрой на «обновление» не может не радовать.

К сожалению, но у нас, видно, судьба такая – улучшаться только перед лицом очень большой проблемы. Один мой знакомый финансовый директор очень крупного металлургического предприятия рассказывал, как раньше чувствовал себя мальчиком на встречах совета директоров своей компании: «Ну как же, мы тут миллиардами управляем, а ты об оптимизации бизнеса и бухгалтерии говоришь». Ситуация резко изменилась в 2008 году, когда стали проявляться все неработающие стратегии прошлых лет. Сегодня компания моего знакомого работает на уровне мировых лидеров, и без оздоровительного эффекта кризиса было бы сложно представить, что такой гигант сдвинется в сторону изменений.

Приятно видеть, как сильно изменилось отношение к экспертному мнению со стороны владельцев бизнеса сегодня. Теперь знания и опыт - это инструменты, а не чудачество на «лишние» деньги; это не папка бумаги на полке у генерального директора, а пошаговый план.

По своему опыту скажу, что многие компании поняли, например, что экспертиза в управлении валютными рисками стала чуть ли не ключевой в 2014 году. Я знаю компании, в которых правильно выбранные защитные механизмы в этой сфере принесли акционерам выгоды, сопоставимые с доходами от основного бизнеса. Риск при закупке в валюте товаров за рубежом и последующей их продаже за рубли не является новым, это вообще классика валютного риска. Я знаю бизнесы, которые игнорировали это и сильно пострадали. А ведь это не уникальное знание, и любой опытный финансовый директор сразу обратит на это внимание акционера и предложит воспользоваться хеджированием – купить у банка право на покупку валюты по фиксированному курсу: подобный опыт на российском рынке есть уже с десяток лет, на Западе – сотни лет. Только вот есть те, кто этим пользуется, и есть те, кто экономит. А скупой, как известно, платит дважды. Прогнозирование, бюджетирование, контроль расходов по подразделениям – весьма практические инструменты. Для их внедрения необходимо не так много времени – от месяца до полугода. Результат будет выражен в конкретной экономии средств и времени.

Да, есть сдерживающие изменения факторы. Не все компании могут позволить себе обучать своих сотрудников новым технологиям. И важно именно сейчас, в кризис, задуматься, есть ли возможность получить эти технологии другим, более простым путем. Не нанимать специалиста в штат или в срочном порядке начинать обучение сотрудников, а пригласить эксперта, который готов решить конкретную задачу в очень короткий срок потому, что он уже делал это десятки раз в другом бизнесе. Мы же обращаемся к риэлтору, адвокату, страховому агенту в случае необходимости и платим ему за сделанную работу. Еще лет 10 назад никто не верил, что можно передать бухгалтерию на аутсорс. Я как человек, работавший в западных компаниях, делал это еще 15 лет назад, а сегодня рынок аутсорcа в России уже значительный и серьезный.

Подумайте, какие возможности открываются перед компанией, если она обратится, например, к опытным закупщикам и снизит цены закупок на 20-30% без потери качества. Или сделает такую оперативную и управленческую отчетность, что для выработки правильных решений будет достаточно 20-30 минут; будет четко понятно, какое подразделение прибыльное, а какое тянет компанию вниз. На российском рынке есть эта экспертиза, есть опытные специалисты, готовые предоставить свои услуги без постоянного найма - как независимые эксперты. На Западе эти услуги распространены и востребованы.

Пространства для улучшений сегодня – масса. И нанимать людей в штат для проведения этих улучшений совсем не обязательно. Я верю, что рынок экспертных услуг сейчас будет развиваться семимильными шагами. Грамотное и подтвержденное экспертное знание - сила, устойчивость и прибыль бизнеса в любые времена.

Автор статьи: Андрей

Возникли вопросы?

Оставьте номер и мы Вам перезвоним